Введение
Черно-белые фотографии сами в себе уже заключают определенный
минимализм – мы теряем информацию о цветах предметов и воспринимаем лишь
оттенки серого, линии и формы. С одной стороны, это упрощает задачу
фотографа, поскольку в черно-белых кадрах не так заметны отвлекающие
яркие элементы, и можно не переживать, что при съемке портрета на улицах
города все внимание зрителя уйдет не на распрекрасную модель, а на ту
вон замечательную красную рекламную вывеску на заднем плане. С другой
стороны, информационный шум проявляется через линии в кадре.
Максимальное упрощение композиции черно-белого кадра позволит вам
посредством отсечения всего лишнего привлечь внимание зрителя к
главному. Подобные кадры очень эффектны. Как же этого добиться?
В первую очередь, нужно попробовать взглянуть на подобный снимок как на
некую абстракцию. На минутку забудьте про сюжет, постарайтесь увидеть
совокупность линий, форм, светлых участков и теней. Их надо проработать
так, чтобы композиция выглядела наиболее интересной.
Во-первых, помните про правило третей, что оно есть, и иногда оно
полезно, и если вы не уверены насчет расположения элементов в кадре –
время вытащить его с подкорки и всячески использовать.
Далее мы рассмотрим основные составляющие данной техники и определим,
на что обращать внимание, стремясь создать черно-белую фотографию в
стиле абстрактного минимализма (страшно, да?). Проще говоря, черно-белый
снимок с минимумом отвлекающих деталей.
1. Черно-белое видение
Первое, чему нужно научиться – игнорировать свое нормальное
человеческое зрение. Я серьезно. Поначалу это тяжело, а в первый раз
всегда больно, но потом входит в привычку, если регулярно снимать на
черно-белую пленку. Съемка на пленку вообще очень хороша для оттачивания
фотографических навыков, и данный случай не исключение. Хотя это
остается на ваше усмотрение, конечно. Все цвета, которые вы видите в
кадре, обратятся в разные оттенки серого, и самое важное, что у вас
останется – это линии, света и тени.
Бывает так, что кадр очень эффектно смотрится в цвете за счет каких-то
особых условий освещения, играющих красок, а в черно-белом варианте он
выглядит скучно. И, напротив, снимая портрет девушки в темно-фиолетовом
платье на фоне какой-нибудь светло-коричневой стены, вы с наибольшей
вероятностью получите красивый черно-белый кадр, если правильно
подберете освещение и поиграете с контрастом.
Цифровая камера дает нам возможность сделать снимки черно-белыми при
пост-обработке, и это, конечно, преимущество. Но если вы научитесь
видеть черно-белый кадр сразу, вы сможете выстраивать композицию именно
под него, более точно и без необходимости обрезать лишнее в дальнейшем,
тратя бесценные мегапиксели впустую.
уроки фотографии бесплатно Лодки,
изображенные на этом кадре, были зелеными. Грязно-зелеными. Совсем
грязно. Про песок я вообще молчу. Подобное сочетание мне совершенно не
понравилось, и я решила, что в черно-белом варианте кадр будет более
эффектен, особенно если постараться упростить композицию, сделав ее
плоской и несколько сюрреалистичной, чему способствует «урезание» фона и
странное положение лодок относительно друг друга.
2. Найти главное
уроки фотографии бесплатно Определите,
на чем вы хотите сделать акцент. Найдите ключевую точку в кадре, и
постарайтесь убрать максимальное количество деталей вокруг нее. На
примере выше я решила сделать акцент на глазах, вернее, на глазе. Лицо
светлее, чем нижнее часть кадра, глаза и брови у девушки темные, в
результате в данной области можно наблюдать повышенный контраст, что
всегда привлекает внимание. Линия волос отсекает часть деталей и
направляет взгляд к ключевой точке, обрамляя ее. Хотя обычно взгляд
движется по изображению слева направо и снизу вверх, вы можете изменить
это направление, сразу же «примагнитив» его к наиболее яркой детали.
Визуально выделить выбранную ключевую часть можно либо при помощи
резкости, тонов и контраста, либо посредством ведущих линий, либо через
грамотное кадрирование.
3. Ведущие линии
Линии – ваш основной инструмент в черно-белом кадре. По сути, если вы
стремитесь упростить кадр, кроме линий и оттенков серого, у вас ничего
более и не останется. Выстраивайте кадр таким образом, чтобы линии в нем
вели зрителя к выбранной вами ключевой точке.
На примере ниже взгляд движется вдоль тела модели, слева направо,
снизу-вверх. Мне кажется, догадаться, какая область тут ключевая,
несложно. Она даже по правилу третей правильно расположена. Красотка,
да. Для пущего эффекта стоило бы убрать тени от деревьев, но времени и
желания спиливать местную флору у нас не было, и потому я постаралась
обыграть их как обрамление для тела девушки и заполняющий элемент
композиции.
уроки фотографии бесплатно уроки художественной фотографии Наибольшее
внимание в черно-белом снимке привлекают самые темные и самые светлые
участки. Причем считается, что в первую очередь глаз воспринимает именно
самые светлые и яркие зоны. Тут еще многое зависит от контекста:
например, если снимок сделан в высоком ключе, взгляд, очевидно,
притянется к самой темной детали.
Стоит отметить, что светлое выглядит гораздо ярче при усилении
контраста с прилегающими областями, то есть на фоне темного. Таким
образом, можно сделать вывод, что в первую очередь глаз регистрирует
наиболее контрастные участки. Соответственно, когда вы определились с
тем, куда нужно вести взгляд зрителя, сделайте так, чтобы ключевой
участок был, например, обрамлен белыми или черными линиями и сам
выделялся из общего окружения за счет контраста.
Посмотрите на пример выше и отметьте про себя, как движется ваш
взгляд, и участки какого тона привлекают ваше внимание в первую очередь.
5. Тональный контраст
Я бы хотела отдельно сказать еще пару слов о контрасте. Взгляните на
пример ниже. Говоря строго, минималистичным его назвать можно лишь
условно-относительно – слишком много деталей. По-хорошему, если
задаваться целью упростить его, стоило бы подобрать модели другую
одежду, прическу, и ленту на глаза брать не кружевную.
Тем не менее, я считаю, он заслуживает включения в эту статью. Кадр
воспринимается взглядом достаточно однозначно из-за повышенного
контраста – в первую очередь внимание переходит на самые светлые части
(блузка и лицо модели), а затем на самые темные по направлению движения
взгляда (шляпка и тень на стене, напоминающая профиль некой
аристократичной дамы, спросонья и с поджатыми губками).
Повышение контраста в определенных случаях (и при соблюдении прочих
условий) работает на упрощение кадра, поскольку нивелирует еще часть
информации, а конкретно, об оттенках серого цвета.
уроки художественной фотографии
6. Равномерный фон
Для создания лаконичной и эффектной композиции очень важно выбирать
равномерный фон. По возможности, он должен привлекать минимум внимания
или же гармонично вписываться в композицию. Допустим, если вы снимаете
вазу на фоне белой стены, тень от нее будет частью фона, но она все
равно будет смотреться выигрышно, и не испортит общей картины.
Когда же передний план сюжетно не связан с задним, постарайтесь
сгладить фон. Это совершенно не значит, что кадр должен быть сделан в
единой плоскости, вот, мол, мой объект, а вот ровный фон. Нет. Вы можете
проработать слои. Взгляните на пример ниже. В принципе, фоном можно
назвать девушку, хотя я бы все же так не горячилась.
На снимке присутствуют два уровня: рука с бокалом и лицо девушки.
Взгляд уходит по кисти руки на правый край бокала, а затем по обрамлению
волос на глаза модели. Думаю, за такой кадр в фотошколе меня бы побили:
правилом третей тут и не пахнет. Тем не менее, я считаю, что подобная,
условно симметричная композиция, в данном случае работает довольно
удачно. И отчасти благодаря равномерному фону, идущему легким
градиентом, поскольку он помогает сохранить ощущение симметричности и не
уводит взгляд куда-то еще, на дополнительные детали.
 уроки художественной фотографии 7. Компоновка кадра
Постарайтесь сразу же выстраивать кадр таким образом, чтобы туда не
попало лишних отвлекающих деталей. Конечно, многое можно убрать при
пост-обработке, но иногда это занимает столько времени, что…В общем,
проще попросить модель снять часы, чем затирать их потом, выравнивая
тени и тональные переходы в Photoshop.
Поиграйте с ракурсами, заберитесь куда-нибудь повыше или пониже,
чтобы убрать отвлекающий фон. Окиньте взглядом всю сцену и посмотрите,
что вам мешает.
Модель лежит на рельсах в аутентичном платье и изображает героиню
небезызвестного романа, а на фоне новостройки? Притащите стремянку,
снимите сверху и скажите «Нет!» новостройкам. К слову, если модель лежит
на рельсах, а вам на фоне мешает поезд – стремянка не поможет, зато
велик риск получить потрясающе натуралистичный портрет Анны Карениной,
так что будьте аккуратны.
Или же, например, модель катается на качелях, а сзади на фоне все
прочие атрибуты детской площадки? Лягте на землю, пусть будет небо! И
силуэт. Или не силуэт. Неважно, просто продумайте ваш снимок,
внимательно осмотритесь, нет ли в кадре чего-то, что вам помешает, по
возможности устраните помехи, и попробуйте использовать разные ракурсы.
Я все же склоняюсь к тому, что искусство фотографии не в ретуши. В
ретуши – искусство ретуши. Что тоже прекрасно, но мы сейчас пытаемся
понять, как сделать так, чтобы потребность в этом была минимальной.
И да, еще одна вещь, которую стоит помнить – в попытке упростить
кадр, не допускайте ошибку в представлении масштабов вашего объекта
относительно окружающего пространства. Вспомните Роберта Капу: «Если
снимок недостаточно хорош, значит, вы недостаточно близко».
Не позволяйте кошке теряться в негативном пространстве! Фотография
белого неба с мааааленькой единичной птичкой на нем, даже расположенной
по правилу третей, это не эффектный снимок, это, откровенно говоря,
скучный снимок. Главный объект не должен теряться в кадре. Попробуйте
подойти поближе – не понравится, отойдете, но слишком «мельчить» лучше
не надо.
Заключение
Итак, в данной статье мы рассмотрели основные принципы упрощения
черно-белого снимка для создания эффектной и лаконичной композиции. Не
стоит, конечно, работать только с данным типом фотографий: возможно, в
определенных случаях вам это и не нужно, и кадр с дополнительными
сюжетными деталями будет выглядеть лучше.
К каждому кадру нужно подходить индивидуально, думаю, вы это и без
меня знаете. Но в этой статье мы говорим именно о таких кадрах, так что
если вы считаете, что упрощение будет уместно, постарайтесь нивелировать
помехи в виде «паразитных» деталей и линий, выбирайте ракурсы, которые
позволят вам это сделать, внимательно относитесь к направляющим линиям,
контрасту и тональным переходам в кадре.
|