В фотографии много правил, много рекомендаций, но нет ни одной
универсальной и верной — все можно опровергнуть и даже нужно это делать,
время от времени, по крайней мере. «Закон» третей — легко, «не резать
по суставам» — тем более… многие фотографы так делают намеренно, будто
пытаясь раздвинуть рамки реальности, чтобы было свободнее, ведь на пути к
становлению себя как мастера можно и себя самого потерять в итоге.
Однако, сколько ни трудись, одно у фотографии неизменно — и это правило
останется жестким и неломаемым — это законы оптики. Человек никогда не
научится видеть, как объектив, а значит, конечная фотография будет
формироваться в голове, как образ, мысль, стереотип или еще что-то… в
любом случае, это будет какая-то вымышленная субстанция, никогда на деле
не существовавшая, а явившаяся лишь слепком фантазии фотохудожника. И
до тех пор, пока фотограф этого не понимает, фотографии его будут
слишком далеко от того, что он видит, а потому, можно сказать, что
фотоаппарат вряд ли передаст его замысел.
Чтобы заставить фотоаппарат снимать так, как хочет фотограф, надо его
понимать. Говорить с ним на одном языке, видеть, как он, чувствовать,
что хочет этот глупый механизм… ой, этот механизм чего-то хочет?
Наверное, это уже из моей собственной головы вылезло, не обращайте
внимания. Другими словами, это сродни тому, как учатся езде на лошади
или на машине — пока не поймешь, как что устроено и что нужно, чтобы
начало двигаться, не поедешь или бед натворишь.
Часть первая, занудная. Фотоаппарат видит по-другому.
Так или иначе, фотоаппарат не видит мир, как мы. И дело тут не в
количестве цветов и передаваемых тонов — как раз все это легко
настраивается и доделывается в фотошопе, дело в восприятии
действительности. Первое, что нельзя исправить — это то, что мы
воспринимаем мир динамически, а фотоаппарат одномоментно. Это не
недостаток, это просто особенность: ведь в динамике мы постепенно
растем, взрослеем и стареем, а на фотографиях всегда останемся слепком
реальности даже не в конкретный день, а в конкретный момент.
уроки фотографии бесплатно Фото: Анри Картье-Брессон
Фотоаппарат трансформирует реальность — как только вы
нажимаете на кнопку, время останавливается. Естественно, не навсегда, а
только в каком-то конкретном кадре… но в фотографии нас именно этот кадр
и интересует. Вот этот мужик на картинке сверху скоро уже как 100 лет
назад через лужу прыгнул возле Лионского вокзала в Париже (если
ошибаюсь, поправьте), а в итоге стал знаменит на весь мир, хоть имени
его никто и не знает. Брессон в начале прошлого века это знал, более
того, он и видел, как его камера — именно потому и стал родоначальником
правящего с тех пор в фотографии направления, поиска и фиксации одного
момента из длинной реальности, неважно, сколько длился этот момент.
Выдержка кадра может быть и 1/500с, и пять часов, но все это будет
представлено в виде неподвижного изображения на экране (ах да, и на
бумаге тоже).
Именно поэтому необходимо помнить, что кадр всегда
останется статичным и замороженным, и если вы хотите добавить в него
динамики, надо пользоваться теми правилами, по которым живет
фотоаппарат, а не вы.
Вторая особенность фотоаппаратного зрения заключается в
том, что это очень плохой конвертер пространства: мы воспринимаем
глубину пространства непосредственно, благодаря стереоскопическому
зрению — а вот фотоаппарат так не умеет, у него глаз один. Попробуйте
как-нибудь пообщаться с человеком, у которого зрение с недостатками и
попробуйте его понять. Если знакомых нет, сделайте вид, что вы Кутузов и
походите полдня с черной повязкой на одном глазу — станете видеть, как
фотоаппарат, и изображение станет плоским, то есть потеряет глубину.
Фотографы, правда, знают об этом не первый день, да и до фотографии о
таком недостатке было известно еще из живописи. Раз объем потерян, его
нужно вернуть — само наше сознание этого требует, ему надо только
подсказать и показать, где и что.
Один глаз начинает работать в пространстве по другим
правилам. Прежде всего, помните, что единовременно наш мозг обрабатывает
только центральную зону изображения (даже если второй глаз подключите,
ничего не поменяется, не старайтесь), а остальную воспроизводит по
памяти… вот только мощности на детализацию не хватает — да и не нужна
она — в итоге окружающее пространство имеет лишь только общие яркостные и
цветовые характеристики, то есть, как бы размыто, но эта
размытость никак не связана со степенью удаления от того объекта, на
который мы смотрим.
Впрочем, нашему глазу помогает логика, более крупные и
более контрастные объекты (а соответственно, и более цветные) находятся
ближе, чем менее контрастные и мелкие. Это уже называется перспективой,
линейной и тональной.
Однако, теория без практики, наверное, не имеет смысла.
Самое главное, что нужно понять из сказанного выше, что, поняв, как
работают системы восприятия в том и ином случае, мы научимся
конвертировать или переводить одно в другое. Этим нормальный человек
занимается всю жизнь. Даже сейчас, когда я пишу эти буквы, а вы читаете,
мы воспринимаем все посредством черных буковок на белом фоне, которые
кто-то пишет, а кто-то читает. Мы не общаемся непосредственно, для этого
есть другие формы. Мы кодируем информацию в буквы при написании и
декодируем при чтении — точно так же надо поступить и при съемке,
закодировав какой-то смысл или эмоцию в визуально воспринимаемый образ в
конкретном кадре. От того, насколько хорошо вы умеете кодировать, и
восприниматься ваш смысл будет глубже или, наоборот, более поверхностно.
Часть вторая, конкретная. Говорите на одном языке с фотоаппаратом.
Нет, это не японский. Это язык образов и средств
визуальной передачи информации. В нашей статье далеко не все — это
только малая часть всего того богатого набора, которым ежедневно
пользуется фотограф.
Будем двигаться постепенно. Прежде всего, что делать, чтобы вернуть движение в кадр. Способов таких есть несколько:
-
прежде всего, заморозить движение, как Брессон и
сделал (и делал еще довольно долго, вплоть до своей смерти… подумать
только, и он, и человек в кадре уже мертвы, а картинка до сих пор
актуальности не потеряла). Во многих случаях зависший в воздухе человек
или человек в позе, не предполагающей стабильного нахождения в ней все
равно нашим мозгом воспринимается как перемещающийся в пространстве,
поэтому и будет так восприниматься в кадре.
уроки фотографии бесплатно Фото: Сергей Самсонов
-
наоборот, размазать движение — так может размазаться
сам человек, вследствие чего будет понятно, что он двигался в момент
съемки, что на статичном фоне будет даже выглядеть динамично; либо может
размазаться фон, при статичном объекте, что придает динамики в кадр
тоже напрямую. Последнее используется при съемке спорта и называется
проводкой.
уроки фотографии бесплатно Фото: Сергей Самсонов
-
можно и не передавать движение непосредственно, а
просто придать динамики в кадр— все линии и направления, которые
основываются на естественном человеческом восприятии, надо использовать,
помнить все о том же правиле третей, которое эту динамику и регулирует,
использовать баланс и перспективу в кадре. Линии формируются не
обязательно непосредственно, но еще и направлением взгляда. Есть
стереотип еще из школы, что линия, начинающаяся слева внизу и идущая
направо вверх, означает рост и позитивную энергию, что-то отличное
передает уже другую эмоциональную нагрузку, но, в любом случае, это
динамика.
Чуть сложнее обстоит дело с возвращением в кадр объема —
с одной стороны, способов тут море, но не все они прямые, зато подчас
куда более действенные. уроки профессиональной фотографии Фото: Сергей Самсонов
-
самый простой способ вернуть глубину в кадр —
сымитировать наше зрение, что доступно на всех современных зеркальных
фотоаппаратах. Компакты это умеют гораздо хуже, зато в последнее время
появившиеся беззеркалки с большими матрицами тоже живут по тем же
оптическим правилам. Проблема лишь в том, что аппарат при этом
фокусируется на целой плоскости, а не просто на главном объекте (как
говорилось выше), но мы к этому визуально уже привыкли.
уроки профессиональной фотографии Фото: Сергей Самсонов
-
чуть сложнее, но связано с предыдущим: разделение
картинки на планы (передний, средний, задний) — уже логическое деление,
подкрепляемое чисто оптическим выделением. Основано это на том, что
основная часть изображение — это сопутствующие элементы, фоновые,
которые позволяют выделить в изображении основную информацию.
уроки профессиональной фотографии Фото: Сергей Самсонов
-
при разделении на планы важно еще и проследить в
картинке взаимосвязь между элементами — как шашлык насаживают на шампур,
чтобы приготовить, так и картинку доводят, находя линии, связывающие
воедино основные планы и элементы кадра. Здесь нам помогают как линии,
так и контрасты, цветовые и световые. Тональная и линейная перспектива
здесь очень помогает объединить картинку в единое целое.
Заключение. Философские мысли о единении фотографа и фотоаппарата
Вот, в общем-то, и все, что хотелось сегодня сказать.
Прежде всего, не забывайте, что пятью кадрами не ограничивается статья,
как вся фотография не ограничивается пятью правилами. Самое важное — это
сделать правильный вывод из статьи. Вы уже знаете, что дело не в
фотоаппарате — все кадры рождаются в голове фотографа и делаются не
фотоаппаратом, а руками художника. Отсюда же, думаем, будет понятно, что
хороший фотоаппарат не просто не гарантия хорошего снимка — если вы не
умеете снимать сами, хороших снимков быть и не может, пока вы не
поймете, что к чему.
Постарайтесь понять ту черную пластмассовую коробку,
которой снимаете карточки. У нее есть свои особенности и ограничения, и
чтобы их понять и узнать, не надо пытаться что-то угадать, не надо
вообще быть семи пядей во лбу, не надо уметь читать мысли — надо просто
снимать. Снимать регулярно, снимать, когда хочешь, когда видишь…
естественно, при этом надо видеть. Более того, старайтесь представить,
как и что видит фотоаппарат. Для этого, естественно, больше сравнивайте
то, что видите сами, с тем, что получается на выходе из аппарата. В
таких случаях часто бывает бессмысленно слушать стороннего совета —
просто верьте своим глазам, они не соврут.
|